Как человек постепенно надевает на себя роль жертвы?

Мы подходим так мягко, с изгибами к понятию «доминантность», которая в принципе впоследствии начинает формировать именно тот авторитет, из-за которого у нас в жизни с вами гораздо в большей степени случается всевозможных неприятностей и вырабатываются страхи, нам причиняют боль. А доминантность всегда взращивается из расчета или эмоциональности, которая перерастает в агрессию, или из расчета знаний, которые человеку дают возможность взять или обрести именно те навыки, которые работают ровно в противоположность. И тогда не будет авторитарности, а будет знающий человек, который дает другим возможность узнать себя. И при том при сем не вызывает у них обратную реакцию, которая бы приводила к тому, чтобы они становились противоборствующими силами и конфликтовали.

И мы сейчас уже с вами потихонечку начинаем выходить из расчета полного понимания, что же такое человек. Вот смотрите, я вам специально написала все жизненные ситуации, которые нам нужно с вами пройти для того, чтобы из объекта, когда происходит давление тем же доминантом или авторитетом, потихоньку поднимаясь и осваивая каждый раз, не прекращая (самое главное!), ступеньки, которые самые тяжелые, самые непростые. Это первые две ступеньки. И их я написала вот в таком порядке и упрощаю для понимания, чтобы ваш слух хорошо это все воспринимал. Люди на каждой ступеньке имеют очень однозначную реакцию, именно реакцию, на стимул в словах, когда говоришь, допустим: «Давай, сделай!» или «Давай посмотри!». Вот смотрите, как начинается.

Человек, который находится в телесной оболочке и больше ничего из себя не представляет, это младенец, который хочет заботы, внимания, и у него совсем не развиты никакие умственные способности. На любое предложение, на любое давление, на любое какое-то вероятностное событие он всегда говорит: «Я не буду этого делать!» - глухая защита. И этот человек может оставаться (если вы вспомните, в какие он ситуации попадает) для того, чтобы мир, который заботится о нас, который делает все возможное и невозможное, чтобы нам жилось полегче, получше и, самое главное, чтоб мы не останавливались.

Таким людям предлагается огромное, на их взгляд, количество возможностей, вероятностей, ситуаций, которые не просто «чем больше ситуаций, тем больше они закрываются». «Я не буду этого делать», «не буду, я не могу», «я болею, у меня то болит, это болит», «не хочу, не надо» - вот это нарушенная система именно в зародыше. Знаете, как говорят, когда трансляция той информации еще совсем в младенчестве или даже в утробе матери - она читалась ребенком как отторжение, как проявленная сейчас часть: то, что беспокоит, то, что очень хочется, этого нельзя. И человек заявляет именно вот в таком словесном формате защиты: «Я этого делать не буду», «Ну не буду это я делать!». Да? Перекладываем, только наоборот.

Следующая история, которая автоматически такому же человеку, с таким же предложением такие же возможности дает, а он уже начинает говорить: «Я не смогу этого сделать!» Это уже посерьезней уровень, там уже есть различия, там уже идет такая чуть-чуть двигательная система: отсюда надо взять, туда принести. И вот он говорит: «Я вот этого делать не буду!»

Следующая система идет - как роль «подмена понятий». «Я хочу это сделать!» Это другая история, но при этом при всем делать они никогда не будут. Это переворот системы. Это уже надо понравиться, для того чтобы отстали. И потом опять спускаемся вниз. Еще раз, это лингвистика, это слова. «На все согласен, за все радею, но ничего не умею». Но громко и сильно: «Да, это я! Да-да-да!» И потом раз – перещёлкнулся и ушел. Это уже другая подача из расчета собственной гениальности. С этого момента зарождается наше пресловутое эго. Человек не понимает, как это делать, он не разбирается никак устройстве, он не соображает, но в принципе, теоретически, информационно он говорит: «Да, я на это способен!»

Почему таких людей всегда нужно очень фиксировано обращать внимание именно на те нюансы, о которых разговор идет. Именно на тот блок, именно на вот это действие, именно на вот эту последовательность, чтобы он увидел, что так, как он придумал, это не так, как есть на самом деле. Для того чтобы не выяснять отношения. Из многообразия выбирать чуть и обращать внимание данного человека, который так говорит: «Я хочу это сделать! Это надо сделать! Это срочно надо сделать! Это мне надо сделать!». Это фиксация себя в противовес всем для того, чтобы кто-то все-таки подрядился и начал за него. «Нам надо сделать!» - и он заявляет, что он знает. А когда ты начинаешь оттуда нюансы вытаскивать, оказывается, что ничего не знает.

Дальше идем. Следующая ступенька: как развитие это уже более или менее. Жертвенная позиция - это примагнитить к себе кого угодно, чтобы потом обманным путем как-то распределить. «Я пытаюсь! Я пытаюсь, у меня не получается!» Это такая словесная история, чтобы все прониклись той тяжестью попыток, многообразием и количеством, чтобы все в конце концов отстали. Почему я каждый раз говорю, когда мне говорят: «Я попытаюсь!», что не надо вот этого, надо делать, а не пытаться. Потому что пытается белка в колесе, из колеса выскочить или куда-то добежать. Но толку никакого нет. Еще раз, это словесные ответы на какие-то ваши предложения. «Пытаюсь» - это ни о чем. «Я хочу сделать» - это тоже ни о чем. Это просто вам ответ на отвали. А человек, который понимает всё буквально и не понимает, какая роль в этом случае работает, он потом будет возмущаться: «Как? Ты же сказал, что хочешь это сделать! Почему ты этого не делаешь?» А в ответ: «Ну, я хочу конечно… Да я пытаюсь! Я хочу, я пытаюсь!» И дальше никуда не идет. И у кого-то тогда начнется выбивание эмоциональной силы.

Дальше. Когда тут уже совсем начинается давление до контрусилия, это когда сильное давление, выведение из равновесия, и уже человек или группа лиц (как правило, группа лиц), которые уже начинают поддавливать, начинается такая подмена: «Я попытаюсь». Берется время и растягивается. Если здесь действие якобы происходит сейчас, глагол настоящего времени: «я пытаюсь», и вы это воспринимаете бессознательно как понятие слов о том, что человек сейчас это делает. «Я пытаюсь, вот я пытаюсь, сейчас стою пытаюсь, я тут умру как пытаюсь это сделать!». И вы это для себя так интерпретируете. Когда вам говорят: «Я попытаюсь» - у вас уже забирают, как минимум, какой-то промежуток времени. И вы уже включены туда, вы уже будете отслеживать, когда же оно попытается. Ну поверьте, очень нескоро попытается. Различать нужно, что вам говорят.

Человек говорит: «Я могу это сделать, да. А что мне за это будет? Я могу, в принципе, это сделать…» Пауза… Запятая там уже стоит и объясняет человеку, что вы за это ему дадите. В противном случае будет много слов, будет много объяснений, и скатываемся сюда – «я попытаюсь, но сейчас я занят, это будет чуть позже, допустим, на будущей неделе, но давайте». Если еще идет давление: «Да я пытаюсь!», особенно по телефону. «Я пытаюсь вот, я прям яму рою прямо сейчас!» Даже реклама такая есть: «Чё делаешь? - Дом строю. У нас там все хорошо? У нас все по плану? У нас все по плану!» Вот, «я делаю, я пытаюсь». Как? Кто? История умалчивает? Понимаете, как это работает?

Здесь человек говорит уже: «Я это сделаю потому, что ну его на - слушать что-то!» Тогда все остальные уже не имеют для данного человека никакого значения. Вообще никакого. Тогда затыкаются все разговоры-переговоры, и человек сам себе назначает, что он это сделает. Как только это начинает становиться нормой жизни и не вызывает сопротивления, как только человек говорит: «Я это сделаю!», становится и делает, он сразу из ящика выскакивает и первое, о чем говорит: «Ну это ж просто!» Понимаете, как это работает? Интерес движет нашей жизнью. И если вам что-то достаточно серьезно на глаза попадается, прямо на голову садится, прям вот вы убегаете, а вам опять вот сюда - проще сделать. Мир, жизнь сразу попустит. И как только вы слышите: «Да это просто! Значит, вы сразу понимаете, что человек знает и умеет».

Фрагмент из занятия № 32 проекта Пробуждение 3 психолога Ирины Лебедь

Связаться с нами
Введите ваши данные и мы свяжемся с вами в течении 30 минут.
×